(Окончание)
Но покамест худшего не произошло. Ведомство Третьяка, до начала сезона упорно лоббировавшее снижение числа легионеров в предолимпийский цикл, нет, не отказалось от этой идеи, но, спохватившись, сообщило, что вопрос всё ещё является дискуссионным, прозрачно намекнув, что лимит вообще может остаться прежним, если КХЛ убедит руководство федерации в своей правоте. Что ж, в добрый путь.
Кроме того чиновники федерации безропотно передали КХЛ права на проведения чемпионата МХЛ. Не помогла даже попытка давления на КХЛ через прессу и депутатов. В руках ФХР осталась только сборная и «карманное» первенство РХЛ, дышащее на ладан благодаря менеджерскому таланту господина Стеблина. Очевидно, что ждать какого-то притока свежих хоккейных кадров оттуда не стоит. У нас вообще на данный момент хоккейные «лифты» МХЛ-ВХЛ-КХЛ работают слабо, а о включении в систему РХЛ вопрос вообще не стоит. И, тем не менее, открытия появляются.
Правда, чаще всего они связаны с легионерами. Разве кто-то перед началом чемпионата мог предположить, что лучшим снайпером станет Стив Мозес? Американца знали лишь те, кто внимательно следил за финским чемпионатом, где он неплохо себя чувствовал. Неплохо Мозес начал и первый для «Йокерита» сезон в КХЛ. Примерно десяток матчей ушёл у американца на раскачку, а затем он принялся штамповать шайбы пачками. Неудивительно, что уже по ходу сезона пошли разговоры о том, что Мозеса будет рад видеть у себя СКА, да и за океаном некоторые клубы интересовались забивным форвардом. В итоге нападающий поднял планку результативности в «гладком» чемпионате до 36 шайб, ещё пять раз отметился в плей-офф и отправился покорять НХЛ. Хотя до «вечного» рекорда Вениамина Александрова Мозесу ещё далеко: легендарный нападающий ЦСКА в сезоне 1962/1963 наколотил пятьдесят три шайбы. А последний раз пятьдесят шайб выбил Владимир Петров сорок пять лет назад. Так-то.
Другой неожиданностью стал Стефан да Коста. Перед началом чемпионата больше всего говорили о переходе Владимира Соботки из «Сент-Луиса» в Омск. Казалось, что чех и будет главной иностранной звездой лиги, наследником Ягра на омском троне. Но Соботку сперва обошёл Мозес, а затем и француз да Коста, ставший четвёртым бомбардиром регулярного чемпионата. Между прочим, у легионера ЦСКА контракт рассчитан только на один сезон, так что богатые клубы, желающие усилить огневую мощь, могут попытаться переманить забивного галла к себе.
Впрочем, и без француза олигархам есть, за кем охотиться летом. Дмитрий Кугрышев в «Сибири» расцвёл, став для Новосибирска собственным Радуловым. И уже по ходу плей-офф пошли разговоры о том, что лучшего бомбардира «Сибири» хотят видеть у себя СКА и «Ак Барс». Праворукие игроки у нас вообще дефицит, а праворукие форварды, способные набирать почти очко за игру, – вообще штучный товар.
Наверное, главным претендентом на Дмитрия будет СКА. Если, конечно, петербуржцам придётся думать, кем заменить Артемия Панарина, который, вроде бы, хочет попробовать себя в НХЛ. И глядя на то, как добавил Евгений Дадонов, прогрессировавший по ходу чемпионата буквально семимильными шагами, став в плей-офф для СКА палочкой-выручалочкой, кажется, что Кугрышеву стоит подумать о переезде в Петербург. Ну а четвёртая шайба Дадонова в ворота ЦСКА в пятом матче, возможно, стала поворотной в серии. По совести именно Евгения нужно было признать самым ценным игроком плей-офф, но директорат КХЛ решил сделать реверанс перед Ильёй Ковальчуком. Впрочем, Ковальчук оплошность боссов исправил, передарив приз Дадонову.
Вадим Шипачёв ещё один пример, почему иногда нужно переходить из середняка в клуб-олигарх. Центрфорвард безраздельно царил в родном Череповце, но в сборную его приглашать не спешили. Всё изменилось после переезда в Санкт-Петербург. Пообвыкнув в прошлом году в новых для себя условиях, в этом сезоне Шипачёв намертво спаял Дадонова и Панарина в готовую тройку хоть на чемпионат мира, хоть на олимпиаду. Пожалуй, со времён ЗЗМ в нашем хоккее не появлялось такое звено.
Но если Шипачёв, Дадонов и Панарин пример того, как СКА раскрывает игроков, то Вячеслав Солодухин – пример того, как не замечает собственные кадры. Нападающий долго мыкался по низшим лигам, стал частью скандального обмена Владимира Тарасенко, вроде бы начал забивать за «Сибирь», но скоро скис и там. На переход нападающего в «Витязь» внимания не обратили – мало ли таких хоккеистов бороздит просторы КХЛ? Однако Солодухин в первом же сезоне за подольский клуб забил больше, чем за три проведённых сезона в элитных дивизионах российского хоккея. Но и те одиннадцать шайб – не предел. В этом сезоне Солодухин настрелял двадцать один гол, став едва ли не главной звездой «Витязя». Если в следующем чемпионате он сумеет повторить своё достижение, то впору задуматься о переходе в клуб с более высокими задачами.
То же самое касается и Никиты Гусева, который прошёл огонь, воду и медные трубы. На юниорском уровне по своему году он считался одним из самых ярких нападающих. Но переход ко взрослому хоккею затянулся. ЦСКА три года готовил Гусева к основе, в «Амуре» Ханну Йортикка выпускал форварда в ключевые моменты матчей, но решающий рывок сделать Гусеву не удавалось. После перехода в «Югру» он начал скисать, пропорционально теряя игровое время – то есть стал превращаться в очередную Бывшую Большую Надежду. Но этот сезон Никиту преобразил. От эпизодического игрока четвёртого звена он в короткий срок дорос до лидера команды. Двадцать одна шайба – неплохой задел на будущее, тем более что потенциально Гусев способен стабильно выбивать в районе тридцать голов за сезон.
Вспоминая тех, кто удивил в сезоне, волей-неволей возвращаешься к СКА. Оно и понятно – победа в кубке требует неимоверного напряжения. Но СКА новых имён не открыл. Напомнил о старых, вроде защитника Андрея Кутейкина или нападающего Патрика Торесена. Показал, как добавляют перспективные – помимо тройки Шипачёва это защитник Максим Чудинов, прямо по ходу плей-офф ставший важным звеном обороны петербуржцев. Но эти люди не первый сезон в КХЛ. И даже не второй. И тем интереснее посмотреть на тех, кто сходу застолбил за собой место в основе своих команд. Такие есть, и их немало, на самом деле. Например, Павел Коледов, которого не заметили в родной «Сибири», не оценили в Ярославле, зато сполна разглядели в Сочи. Не имевший фактически опыта игры на высшем уровне, Коледов очень быстро дорос до основного защитника сочинского клуба и получил вызов в сборную. Пускай это ещё не чемпионат мира, а всего лишь матчи Евротура и Еврочелленджа, сам факт говорит за себя.
Примерно те же слова можно сказать и о коллеге Коледова по амплуа из «Торпедо». Артём Блажиевский начинал сезон в МХЛ, выступая за «Красную Армию», но затем был обменян в «Торпедо», где очень быстро стал играть важную роль в розыгрыше лишнего. Свою первую шайбу на взрослом уровне Блажиевский забросил в ворота родного ЦСКА, а единственный его гол в плей-офф помог «Торпедо» взять один матч у СКА. В ноябре Блажиевский был признан лучшим новичком недели, а в апреле отправился в национальную сборную. На чемпионат мира Артём вряд ли попадёт – слишком велика конкуренция – но ещё пару матчей за сборную против шведов в рамках Евротура сыграть успеет.
Это далеко не полный перечень игроков. Их намного больше, здорово проявивших себя. Никита Сошников, ставший лидером «Атланта» в тот момент, когда все лидеры команды были разобраны, а у мытищинцев началась катастрофа с бюджетом. Сошников регулярно забрасывал во второй половине сезона, заслужил вызов в сборную на матчи Еврочелленджа и заинтересовал менеджмент «Торонто», куда и отправится летом. Или его одноклубник Вячеслав Лещенко, после возвращения с молодёжного чемпионата мира взявшийся штамповать заброшенные шайбы.
Нельзя пройти мимо коллеги Лещенко по сборной защитника Ивана Верещагина. Он стал частью скандального вратарского размена Коскинен – Салак, но переход в «Сибирь» для молодого хоккеиста, на самом деле, большой шаг в карьере. Верещагин хорошо проявил себя в плей-офф и в следующем сезоне готов побороться за роль ключевого защитника новосибирцев. Так что в смысле появления новых, свежих талантов сезон получился. Но переоценивать этот факт не стоит, наши хоккейные трудности никуда не делись. Просто в большой хоккей приходит поколение 1995 года, на таланты чрезвычайно богатого. Молодёжь, молодёжь. Эту песню не задушишь, не убьёшь. Вот и славно.
Комментариев: 0
|