(Продолжение)
Вообще говоря о всех девяти случившихся по ходу сезона тренерских отставках, эпитет «закономерный» можно отнести почти ко всем. Правда, участь Симпсона обязан был разделить Юрий Яковлев, но это уже область абстрактной справедливости, которая даже в книжках не всегда встречается. Что уж о реальности говорить? Если говорить о каждой отставке коротко, то сработали они в считанном количестве клубов: в «Нефтехимике» разве только да в «Тракторе», сумевшим заскочить в плей-офф. Во Владивостоке перемена мест слагаемых ожидаемо ничего не принесла, хотя на финишной прямой «Адмирал» долгое время бодрился. «Локомотив» в плей-офф попал, но он туда попал бы и с Симпсоном, так что и тут административная судорога Яковлева пользы не принесла. Ведь возвращая Дейва Кинга боссы ярославцев держали в уме прошлогодний былинный плей-офф, но просчитались.
Ничего не получилось в Хабаровске. Но «Амур» – это такое специфическое место, где для работы нужна подвижность позвоночника, а не тренерское мастерство. Мало что вышло в Загребе, где Чака Уэббера уже в сентябре сменил Дуг Шедден, но как раз здесь всё очевидно: разительный контраст между уровнем новых исполнителей и теми, кто выступал за «Медвешчак» в прошлом году.
Но, пожалуй, глупость года в тренерском вопросе совершил «Слован», стремительно расставшийся с Ростиславом Чадой. Поговаривают, что всему виной конфликт чеха и Ладислава Надя. Но, право, двадцать три шайбы словацкого форварда вряд ли стоят появления на тренерском мостике Петри Матикайнена. Финну удалось однажды обыграть СКА и даже какое-то время имитировать борьбу за плей-офф, но печальное соавторство рекорда результативности в одном матче – это явно не то, на что рассчитывало руководство «Слована». 0-12 – тот счёт, после которого тренер сам пишет заявление об уходе, особенно если позорному результату предшествует не менее позорная игра. Но Матикайнен терпел до конца сезона. Железный человек, что тут говорить.
Но финское железо не чета челябинскому. Тот метал, что пошёл на изготовление Андрея Назарова, сейчас днём с огнём. В «Тракторе» иных времён тренер радовал любителей хоккея склонностью к философии и именным алкоголем. В «Витязе» – постановочными драками голливудского размаха: чеховские тафгаи против «Авангарда», против минского «Динамо»… сам Назаров против минских болельщиков. В «Северстали» и «Донбассе» назаровский пыл пошёл, казалось, на убыль – сало с горилкой да вологодское масло, да ещё открытое письмо Александру Медведеву по судейскому вопросу, и никаких кулачных боёв. Но в «Барысе» уроженец Челябинска тряхнул стариной, да так, что громыхнуло на уровне легендарных чеховских экзерсисов специалиста. Тут и обстрел трибун владивостокской ледовой арены локтевыми жестами, предназначенными будто бы Вячеславу Фетисову. Тут и драка в Казани любовно выпестованного батыра Дамира Рыспаева с Александром Свитовым, и прицельное метание бутылок там же самим Назаровым в Свитова же. И быстрое, решительное завершение интервью Никиты Михайлиса в перерыве матча с «Автомобилистом». А ещё беседа с казанскими журналистами и тренерская установка команде на третий период, сделанные одним и тем же лаконичным языком, который господин пресс-атташе сборной в своей газете расцвечивает затем до высокопарной казёнщины классического стиля советского официоза.
Вопросов нет, скандальностью Назаров добавляет вистов КХЛ, но в этом сезоне он переборщил с пиаром и восстановил против себя даже людей из КХЛ-ТВ. Впервые случившийся бойкот журналистов был столь же нелеп, сколь вытекал из логики поведения господина Назарова. В конце концов, стороны сошлись на угрюмом нейтралитете.
Одно время казалось, что демарши Назарова – это такие хитрые попытки уйти из «Барыса», сохранив лицо, ибо состав астанчан позволял решать более серьёзные задачи, чем борьба за пятое место. Но в плей-офф «Барыс» преобразился и изрядно помотал нервы «Авангарду», а прямо сейчас Назаров пытается вернуть сборную Казахстана в элитный дивизион.
Но вопросы возвращения в элиту занимают не только казахстанскую хоккейную федерацию. Со дня на день в КХЛ ожидается торжественное возрождение московского «Спартака».
Событие? Наверное, да. Точно да. Правда, на фоне проблем с финансированием в КХЛ вообще новый состоятельный владелец четырёхкратных чемпионов СССР – пир во время чумы. Сейчас предоставить необходимые финансовые гарантии готово от двадцати (по самым печальным прогнозам) до двадцати четырёх клубов. Пожалуй, это самая главная слабость Лиги. Все уже привыкли к чудовищной пропасти между самыми богатыми и самыми бедными клубами, но какой бы ужасной не казалась картина, стоит признать, финансовое расслоение есть во всех спортивных лигах. Другое дело, что у нас клубы смертны внезапно. Ну кто мог предположить, что в 2014 году «Спартак» вдруг камнем уйдёт на дно? А чудовищный кризис «Атланта», в конце нулевых являвшегося одним из богатейших клубов КХЛ, разве кто-то мог спрогнозировать? Все семь лет существования Лига теряла клубы. Находила их тоже, этого нельзя отрицать, и чаще всего получался паритет, когда минус уничтожался плюсом. Первый сезон завершился потерей «Химика», но появился «Автомобилист». Потом канул в лету ХК МВД, ушла в ВХЛ «Лада», но появилась «Югра». Затем случилась ярославская трагедия, но её немного сгладило появление «Льва» из Попрада. Словацкий клуб развалился уже следующей весной, но вместо него пришли «Донбасс», «Слован» и пражский «Лев». Вновь заблистал «Локомотив». Затем появились «Адмирал» и «Медвешчак», и всё это на фоне появившихся проблем с финансами у «Амура», «Атланта» и «Сибири». Новосибирцы вообще с трудом нашли деньги на нынешний сезон, так же, впрочем, как и рижане. Правда, успешное выступление сибиряков позволяет смотреть в будущее с оптимизмом, тогда как Рига находится в подвешенном состоянии. Да разве только Рига? – проблемы с выплатой контрактных обязательств есть у «Амура», «Барыса», «Сочи» и «Адмирала». Были сложности у «Югры». Два последних клуба до недавнего времени и вовсе балансировали на грани развала. Умер «Атлант». Уже умер, отдав, правда, часть своей крови возрождаемому «Спартаку». На грани балансируют сочинцы и астанчане, имеющие четырёхмесячные долги по зарплате со сроком погашения до конца апреля. Нет ясности со «Слованом». Короче говоря, стабильностью и не пахнет. Можно списать это на кризис, на детскую болезнь роста – в конце концов, НХЛ тоже проходила через исчезновение команд. Пройдёт и КХЛ, только весь вопрос в том, когда именно. Пока просвета нет, потому что хоккей не является бизнесом. По крайней мере, на пространстве Таможенного союза. Это социальный проект, от которого никто не ждёт прибыли. Ну и т.д. и т.п.
Впрочем, даже в такой далёкой от безграничного оптимизма ситуации можно найти положительные моменты. Если абстрагироваться от финансовых проблем клубов и посмотреть детски незамутнённым взглядом только и исключительно на спортивную составляющую: а ведь по большому счёту отряд не заметил потери бойцов. Да, шум стоял приличный – ну а как иначе, если западная конференция теряет три клуба, из которых «Донбасс» добрался до четвертьфинала, а «Лев» так и вообще до финала кубка Гагарина. Удар по имиджу Лиги ведь серьёзный. Но «Донбассу» помешали события на Украине и разрушенная домашняя арена – а это всё равно что стихийное бедствие. А вот со «Львом» всё сложнее, ибо команда целиком существовала на российские деньги. Как только они закончились, закончился и клуб. Но это говорит лишь о мёртвой идее – создать с нуля иностранную команду для КХЛ. По крайней мере, в том виде, в каком она воплощалась – собранный с нуля зарубежный клуб на русские деньги без серьёзного учёта местных реалий, то есть без болельщиков. Пражский «Лев» мог похвастать зрительской любовь разве что перед московскими клубами. Но пять тысяч болельщиков «Льва» на фоне четырёх тысяч любителей хоккея в ЛДС ЦСКА только на первый взгляд выглядят внушительной цифрой. На деле же – всего лишь половина арены. Для Европы, где хоккей – это всё-таки бизнес, пусть и не такой мощный, как в Северной Америке, слабая посещаемость – путь к банкротству. В Германии могут об этом рассказать подробнее. Но речь не об этом, а о том, что появившийся в КХЛ «Йокерит» – пожалуй, первая серьёзная удача КХЛ. Просто потому, что в «Словане» и «Медвешчаке» есть российское финансовое присутствие. В «Йокерите» оно минимальное. Да и зрительский интерес, который, кстати, предсказывали как не слишком высокий – мол, разрушено традиционное финское столичное дерби и т.д. и т.п. – оказался на уровне. «Джокеры» по итогам сезона установили рекорд посещаемости для финских клубов. Ну и сам факт появления мощного конкурентного клуба из Европы не может не радовать. «Слован» барахлит вот уже второй сезон кряду, «Медвешчак» просел после ожидаемой скупки лидеров конкурентами – в общем, за всё дальнее зарубежье отдувались одни финны. И второй раунд плей-офф – это прекрасный результат для дебютанта. Кстати, как и для сочинцев попадание в плей-офф вообще. На фоне любопытной игры ХК «Сочи» и неоднозначной – «Лады», об отсутствии «Спартака» вспоминали разве что болельщики столичных «Динамо» и ЦСКА, лишённые сражений с красно-белыми. Но уже новый сезон обеспечит КХЛ столичной классикой в полном объёме.
Между прочим, грядущее возвращение «Спартака» многие напрямую связывают с изменениями в высших эшелонах власти – с отставкой Александра Медведева и назначением на пост президента КХЛ Дмитрия Чернышенко. В массовом сознании эпоха Медведева связана с финансовым триумфом СКА, с ежегодным реформированием регламента лиги в пользу петербуржцев и с революционным экстенсивным развитием лиги в ущерб собственным клубам. Говоря коротко – в первую очередь расширение на Запад, во вторую – отладка всех уже существующих механизмов, например, драфта и решение вопроса скрытой аренды, которой будто бы нет. Ну и потеря отечественных команд: «Химик», ХК МВД, «Лада», «Спартак» и даже «Крылья Советов». Но за всеми этими очевидными минусами забывается одно: Медведеву удалось создать конкурентоспособный продукт. Каждый последующий сезон КХЛ был интереснее предыдущего, и лишь нынешний в некоторых аспектах подкачал.
Другой заслугой Медведева было агрессивное оппонирование чиновникам ФХР и лично Владиславу Третьяку. Президент КХЛ успешно боролся с попытками президента ФХР влезть в лигу, как в посудную лавку, и учинить бесподобный разгром. Ретроградные концепции разного рода лимитов и ограничений усилиями Медведева были либо смягчены, либо вовсе убраны. Кроме того, в нынешнем сезоне впервые в истории попробовали провести сезон с одной паузой на московский этап Евротура – получилось так себе, но это не значит, что на попытке нужно ставить крест. А за чемпионат из шестидесяти матчей болельщики и вовсе простили Медведеву должностную любовь к СКА. Так что господин Чернышенко, начавший сразу же со слов о сборной, был встречен настороженно. В его риторике многие уловили третьяковские вибрации о ещё больших паузах в чемпионате, о ещё более жёстком лимите и о превращении чемпионата КХЛ – лиги международной, на секунду – в положение слуги сборной России. То есть возвращение к советской системе без присущей советской системе массовости. И к чему бы привела такая политика? Точно не к олимпийскому золоту.
Комментариев: 0
|